Приоритетом второй пятилетки Государственной программы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы
станет строительство автомобильных дорог. Новые автомагистрали должны улучшить инвестиционный климат в республике, развить ее транзитный и туристический потенциалы, но в первую очередь, обеспечить безопасность для водителей автотранспортных средств. О том, как сегодня проходит реконструкция участков автодороги Алматы-Усть-Каменогорск и коридора Центр — Юг рассказал управляющий директор Дивизиона по строительству автодорог ТОО «Компания «Жол жөндеуші» Гаджи Гаджиев.
Примечание: ТОО «Компания «Жол жөндеуші» является генеральным подрядчиком компании «SA Construction Group» на объектах автодорог Алматы-Усть-Каменогорск и коридора Центр — Юг.
Весной 2015 года компания приступила к новому проекту — реконструкции 17,1 км четырехполосного участка коридора Центр — Юг «Астана-Караганда-Балхаш-Алматы» автодороги Граница РФ (на Екатеринбург). Реконструкция позволит перевести трассу со второй технической категории на первую. На данный момент в рамках проекта полностью завершены работы по устройству земляного полотна, ведется укладка слоев дорожной одежды — щебеночно-цементной песочной смеси – это предпоследний перед бетоном слой.
Кроме того, нашими строителями ведутся работы по путепроводам в селе Баймырза Бухар-Жырауского района и Ошаганды Осакаровского района Карагандинской области. Это достаточно серьезные объекты, требующие большой специализации, опыта и ответственности. Помимо этого, по проекту компанию ожидает строительство нескольких сельхозпроездов и скотоперегонов.
В целом же на текущий год мы запланировали строительство 10 км дороги в одну сторону. Главное, чтобы погода позволила нам работать. Ведь на прогноз погоды в нашем регионе надеяться нельзя. Еще неделю назад никто не обещал понижения температуры ниже ноля, а сейчас ночью температура воздуха доходит до отметки в минус один градус, а бетон, как известно, при минусовой температуре укладывать нельзя.
Известно, что на строительство автомобильных дорог существенное влияние оказывают не только рельеф местности, но его климатические условия. Учитывая резко-континентальный климат, обилие дождей и паводков, все это наверняка не могло не повлиять на дорожно-строительные работы? Укладываются ли строители в установленные графиком сроки?
Безусловно, насыщенность земляного полотна влагой опасно и может отразиться на прочности дорожной одежды, устойчивости земляного полотна и основания насыпей. Именно с природными условиями — дождями и паводками текущего года были связаны основные сложности для нас. Особенно на проекте реконструкции коридора Центр-Юг. Фактически мы приступили к работе в июне, потому что весь апрель и май шли дожди. Нам приходилось работать в тяжелейших условиях. Весь Казахстан помнит с какими проблемами столкнулся регион этой весной.
Строителям при работах с земляным полотном приходилось уходить ниже отметки на метр и даже полтора, вскрывая влажный грунт, который не поддавался уплотнению, а постоянно заливался водой из-за чего нам приходилось неделями ждать его осушения. Мы проводили мероприятия по осушке, делали отводы, затем бутовали нижний слой полотна для стабилизации грунта скальником, на что ушло порядка 100 тыс. м3 скалы.
Были свои сложности и по искусственным сооружениям – путепроводам, сельхоз проездам, скотопрогонам и трубам. Все это в купе привело к потери практически двух месяцев времени. Был участок, где земляное полотно не высохало по 3-4 чесяца, мы выкапывали верхний слой земли, а вода все приходила, мы начали выкачивать ее, но вода все равно шла и мы ничего не могли с этим поделать. Однако благодаря принимаемым мерам нам все же удалось осущить этот участок дороги и забутовать его. В ближайщее время мы закончим здесь укладку труб и возведение скотоперегона. В целом по проекту в ближайщие пару недель мы надеемся закончить работы по всем крупным искусственным сооружениям.
С потерей времени у нас также связана нынешня нехватка инертных материалов. И это несмотря на то, что регион, в котором ведутся дорожно-строительные работы, богат месторождениями необходимого для проекта щебня, песка и т.д. Работы на проекте Центр-Юг ведутся ударными темпами, что связано со скорым завершением строительных работ с наступлением зимних холодов. Нас обеспечивают 4 карьера, плюс ко всему компания установила собственные дробильные установки на карьерах, дополнительно в помощь уже действующим. Объем материалов, потребляемый проектом ежедневно, равен 15 тыс тонн.
Кроме того, при возведении пути мы столкнулсь с пересекающим дорогу трубопроводом АО «Казтрансойл». Вопрос переноса участка безусловно очень сложный и зависит не от нас. Тоже самое было с сетями АО «Қазақтелеком» и проводами компании «Билайн». Приходилось ожидать перепроектирования, перенеса кабелей, что тормозило процесс строительства. Большую помошь в решении тех или иных вопросов оказывает АО «Казавтожол», представительство которого на проекте всегда идет нам на встречу, помогает и держит руку на пульсе. Так, на строительстве участка Алматы-Капшагай, высокоольтная линия электропередач проходила очень низко над поднявшимся в ходе реконструкции земляным полотном. Долго время мы не могли разрешить этот вопрос с АО «KEGOC» и обратились в АО «Казавтожол», специалисты которого нам помогли.
В целом, несмотря на природные катаклизмы, задержавшие нас весной, мы с двойным усилием приступили к работам летом. График очень жесткий, ход работ находится на государственном контроле. Однако нагнать график нам помогла современнейшая спецтехника мировых производителей, приобретенная компанией для проектов. К тому же на стройке сегодня заняты специалисты с многолетним опытом работы, что в купе позволяет нам вести ход работ в соответствии с графиком.