С запуском специальной экономической зоны «Хоргос – Восточные ворота» в Казахстане активно реализуется транзитный потенциал страны, республика становится серьёзным игроком на глобальном карго-рынке. Потенциал и перспективы нового проекта неоспоримы. Уже сейчас, на этапе завершения строительства, Хоргос активно привлекает потенциальных инвесторов.
Экономя время и деньги
По словам заместителя директора по коммерции ТОО «KTZE – Khorgos Gateway» Хичама Белмааши, новый проект в первую очередь интересен компаниям, связанным с перевозкой грузов между Юго-Восточной Азией и Европой, а также в направлении Центральной Азии. Сейчас карго-движение по этим направлениям идёт двумя путями – воздушным транспортом и по морю. Однако с открытием нового железнодорожного пути из западнокитайского порта Ляньюньган до границы с Казахстаном – станции Алтынколь близ Хоргоса — перевозчики и владельцы грузов пересмотрят свою стратегию. И речь идёт не только о логистике грузов, но и их производстве.
— Из порта Ляньюньган через весь Китай до Хоргоса поезд идёт 5 дней. Отсюда, перегруженные в считаные часы, контейнеры будут доставлены в Европу в течение 9-10 дней. Таким образом, с востока Китая до Дуйсбурга (Германия) груз будет доставлен за две недели, — рассказывает Хичам Белмааши. – Если заказчик решит, что от границы в Европу груз нужно доставить авиатранспортом, то дорога от Хоргоса до аэропорта города Алматы по новой автомагистрали Западная Европа – Западный Китай, ввод в эксплуатацию которой ожидается через год, займёт 2 часа.
А теперь давайте сравним железную дорогу с другими видами транспорта. По морю отправка груза в том же направлении будет стоить дешевле, однако время транспортировки займёт 35-40 дней! По воздуху значительно быстрее — 3-5 дней, но этот способ доставки в разы дороже железнодорожного, при этом есть большие ограничения по вместимости воздушных судов. Таким образом, железнодорожный путь через Хоргос – наиболее оптимальный по затратам и времени способ доставки груза. И это становится новым уникальным предложением для глобального карго-рынка. СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» здесь будет играть ключевую роль.
Исполнительный директор управляющей компании СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» Женисбек Джуртанов рассказывает: площадь территории, отведённой под строительство специальной экономической зоны (СЭЗ), составляет 4591 гектар. Она состоит из трёх секторов.
Второй сектор – зона логистики, на которой строят складские помещения логистические компании либо непосредственно производители товаров. На этих складах контейнеры с грузом – одеждой, электроникой, строительными материалами и многим другим, поступающие с сухого порта, будут обрабатываться и далее распределяться по направлениям в соответствии с инструкцией заказчика. Скажем, 1000 коробок со свитерами в Германию, 500 коробок – в Польшу и так далее. У компаний здесь будут свои склады и вся соответствующая инфраструктура.
Третий сектор – индустриальная зона. Здесь будут возводиться промышленные объекты. Доставляемые сюда сырьё, материалы, запчасти, компоненты, полуфабрикаты для производства готовой продукции освобождаются от оплаты таможенных платежей. Готовая продукция при продаже в странах ЕАЭС в определённых случаях также не будет облагаться пошлинами. Это – отличное решение для производителей, собирающих продукцию на китайских заводах для рынка ЕАЭС. Казахстан тоже будет иметь свою выгоду – в первую очередь, в нашей стране будут открываться новые рабочие места.
Как в Дубае, но лучше
В соответствии с указом президента Казахстана, в СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» определены для развития следующие виды деятельности:
— ведение складской и вспомогательной транспортной деятельности;
— производство продуктов питания;
— производство кожаной и относящейся к ней продукции;
— производство текстильных изделий;
— производство прочей неметаллической минеральной продукции;
— производство продуктов химической промышленности;
— производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования;
— производство машин и оборудования, не включённых в другие категории.
— Задача управляющей компании – обеспечить благоприятные условия для ведения бизнеса, — говорит Женисбек Джуртанов. – Мы должны не только обеспечить наших инвесторов инженерной инфраструктурой, но и наладить взаимодействие бизнеса с таможенными и другими государственными органами.
Операционная деятельность сухого порта СЭЗ началась в июле 2015. Сейчас здесь обслуживаются в среднем по два поезда в день. Это в основном транзитные грузовые составы, следующие в направлении Ташкента. За 4 с лишним месяца работы здесь уже приняли и отправили 30 тыс. контейнеров на 235 поездах.
СЭЗ будет работать по мировым стандартам. Предусмотрена стажировка персонала в крупнейших международных портах мира. Например, в Дубае, где действует самая большая СЭЗ в мире и где работает около 9 тыс. международных и местных компаний. Необходимо отметить, что между управляющей компанией и DPWorld в 2013 заключён договор на оказание консультационных услуг. Согласно договору, DPWorld сопровождает проект с самого начала разработки и строительства.
Финансирование СЭЗ обеспечено из двух источников. На 40 млрд тенге, выделенных из собственных средств «Қазақстан темiр жолы», строятся объекты сухого порта. На 37 млрд тенге,направленных из Национального фонда, возводится инфраструктура, здание управляющей компании, дороги, коммунальные сети.